Закрыть ... [X]

Платковый театр в детском саду своими руками


Опубликовано: 27.04.2018, 17:28/ Просмотров: 1252

Закрыть ... [X]

В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.

Содержание

Значение и цели театрализации

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.

Костюмированная постановка с декорациями (избушка, домик)

Театрализация — незаменимый элемент утренников

Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:

работу над выразительностью реплик персонажей; расширение активного и пассивного словаря ребёнка; совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.

Кроме того, целями театрализации являются:

всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы); стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру); развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры; формирование социальных навыков поведения; приобщение дошкольников к чтению; развитие режиссёрских навыков; воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов, советский психолог

Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней) Как организовать театральный уголок в детском саду

Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:

картинки, в том числе объёмные для конусного театра; игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа; ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом); реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.); материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.); маски; костюмы; книги; фонотека; стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.

Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков. Пальчиковый театр

Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине

Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику. Мальчик и девочка держат куклы-перчатки

Бибабо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять

Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Театр ложек

Для театра ложек можно использовать и пластиковые, и деревянные ложки

Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции. Кукла-марионетка

Театр марионеток — забава с многовековой историей

Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами. Спектакль в детском саду

Костюмированные постановки — классика театральной деятельности

Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.

Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.

Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации

Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.

Для младшего возраста:

пальчиковый театр (этюды на ру­ках); настольный театр (различные виды); театр мягкой игрушки (этюды с предмета­ми); театр вязаной игрушки (этюды с предметами); театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Для среднего возраста:

пальчиковый театр (этюды на ру­ках); настольный театр (различные виды); кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках); куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Для старшей группы:

пальчиковый театр (этюды на руках); куклы перчатки (пластические этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Для подготовительной группы:

пальчиковый театр (этю­ды на руках); куклы-перевертыши (игры-перевоплощения); куклы перчатки-варежки (пластиче­ские этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов); ростовые куклы (музыкально-пластические этюды); тростевые куклы (постановка этюдов, сказок). Где разместить театральный уголок

В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:

мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации); сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов); доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка); эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).

Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с полками, на которых можно располагать материалы и кукол.

Фотогалерея: примеры разных театральных уголков Уголок с зеркалом Зеркало в костюмерной зоне — незаменимая вещь Уголок на столе и полках На столе и полках театральный уголок получается компактным Уголок в шкафу Для экономии пространства уголок можно разместить в шкафу с открытыми полками Деревянный домик и синяя ширма Зонирование — важный элемент создания уголка Как оформить театральный уголок

Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.

Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита Театральный уголок на полках и на стене

Театральный уголок должен быть обязательно поделён на зоны

Как сделать ширму для театра кукол

Этот обязательный элемент можно изготовить разными способами.

Материалы:

лист фанеры; лобзик; отрез ткани или кусок плотных обоев; клей ПВА; дверные петли маленького размера.

Инструкция:

Из фанеры выпиливаем заготовки двух боковин и одной центральной части ширмы. Фанерная ширма и чертёж к ней

Фанерная ширма прослужит долго

Тщательно обклеиваем их обоями или тканью. Оставляем просохнуть. Крепим петли на обозначенные на чертеже участки — так ширма будет складываться и раскладываться. Как сделать ширму для пальчикового театра

Смастерить такую ширму труда не составит.

Ширма из коробки для пальчикового театра

Ширму для пальчикового театра можно разрисовать и украсить — так вы сразу получите декорации для постановки

Инструкция:

Берём картонную коробку подходящего размера. Как правило, величина подбирается с учётом размеров стола, на котором будет расположен театр. Разбираем её. Обклеиваем цветной бумагой. Сгибаем боковины, оставляя по центру полотно достаточного размера. По центру делаем вырез. Раскрашиваем и украшаем. Как изготовить занавес

Для пошива тканевой ширмы нужно знать, сколько места под неё отводится. Ткань обычно берётся в соотношении 1:3, чтобы готовый занавес красиво драпировался.

Материалы:

деревянные или железные планки, в которые ширма будет продеваться; ткань (органза или любой другой не просвечивающий, но хорошо драпирующийся материал); нитки, иголка, швейная машина; гвозди или шурупы для крепления планки.

Инструкция:

На длинную планку крепим две короткие. Прибиваем одну короткую к стене. Обрабатываем края ткани. По одному длинному краю делаем загиб чуть больше, чем ширина планки. Прострачиваем его. Вдеваем каркас в тканевую ширму. Дети с платковыми куклами, пришитыми к сарафану

Платковым куклам можно приделать ручки и добавить другие декоративные детали

Кроме того, для оформления театрального уголка можно использовать:

рисунки детей (например, зарисовки впечатлений от увиденного на сцене); поделки (любимый герой сказки, выполненный из пластилина); красочные надписи, которые разбивают уголок на зоны (гримёрная, костюмерная и т. д.). Фотогалерея: чертежи ширм для театрального уголка Чертёж складной ширмы для театра Складная ширма имеет деревянную основу (можно использовать рейки) Чертёж ширмы-сцены с боковыми дверцами Размеры ширмы можно подогнать под конкретный театральный уголок — просто соблюдайте принципы симметрии Чертёж высокой ширмы для детского театра Ширму можно украсить различными декоративными элементами Фотогалерея: различные элементы театрального уголка Театральный уголок — стол с полками Для театрального уголка удобно и практично использовать стол с полками Игрушки на конусе В качестве основы для игрушек на конусе можно использовать крышки от яиц из «Киндер-сюрприза» Куклы пальчикового театра Кукол пальчикового театра лучше шить из тканей, которые приятны на ощупь Перчаточные куклы Перчаточным куклам можно нарисовать лица фломастерами Танцующие куклы Танцующие куклы — динамичные игрушки, очень интересные детям младших групп Бибабо Игрушки бибабо можно купить в готовом виде или сделать из капроновых чулок Куклы на пластиковых ложках Куклы на пластиковых ложках — прекрасный реквизит для настольного театра Куклы на деревянных ложках Кукол на деревянных ложках можно расписывать красками Платковые куклы на платье Платковые куклы достаточно просты в изготовлении Картонные силуэты для театра теней Театр теней отлично тренирует мелкую моторику ребят Маски-ободки с картинками зверушек и фруктов Изображения для таких масок можно распечатать на принтере и наклеить на картон Раскрытая книжка с набором для проведения детского праздника, страница с Репкой Декорации можно создавать по мотивам иллюстраций в книжке Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС

Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:

тренировке памяти, процессов мышления; выработке социально-культурных и познавательных навыков; речевому и физическому развитию; воспитанию культуры познания себя и окружающих людей. Дети в костюмах стоят на фоне декораций

Работа в театральном уголке, кроме всего прочего, воспитывает в детях чувство товарищества

Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:

Название дошкольного образовательного учреждения. Название группы и уголка. Авторы-оформители. Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада: костюмерная; гримёрная; мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов; зона для зрителей; книги, аудио- и видеоматериалы; ширма; шкаф для хранения кукол; участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации. Наполнение каждой зоны. Возраст детей. Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной. Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).

Перегородка для переодеваний — достаточно громоздкий реквизит, поэтому на практике часто обходятся без неё.

Таблица: возможное наполнение зон театрального уголка (пункт №5 паспорта уголка)

Описанное выше содержание зон является результатом анализа практического опыта воспитателей. В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.

Таблица: виды деятельности, возможные в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка) Примеры названий театрального уголка

Правильное оформление уголка включает уместно подобранное название. Оно необязательно должно перекликаться с названием группы, достаточно того, чтобы отражало соответствующую деятельность:

«Группа … представляет»; «Сказочный остров»; «Театралы»; «Бабушкины сказки»; «И снова сказка нас зовёт»; «Сказка». Логотип со словом «Театр»

Кроме названия, можно придумать логотип театрального уголка

Работа в театральном уголке

Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:

Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки). Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя. Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках. Трое детей с напольными куклами

Работа с напольными куклами очень сложна, но увлекательна для детей — нельзя использовать мимику

Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.

Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.


Источник: https://melkie.net/oformlenie-gruppy/teatralnyiy-ugolok-v-detskom-sadu-oformlenie.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Сланцы мужские своими руками
Колодцы для водопровода своими руками
Божьи коровки из фетра своими руками
Украсить кольцо своими руками
Мужская укладка волос в домашних условиях на
Как заработать деньги пошаговая инструкция
Для снятия нарощенных волос в домашних условиях


Платковый театр в детском саду своими руками
Платковый театр в детском саду своими руками


Мастер-класс для педагогов на тему: «Изготовление платковой
Театр своими руками. «Платковый кукольный театр». - Маам. ру



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ